Православный календарь

Церковно-певческая школа Казанского храма в Узком гор. Москвы




2 декабря 2012 года Церковно-певческая школа Казанского храма в Узком отметила 20 годовщину своего основания. Нет нужды подробно анализировать плоды ее деятельности – о них в полной мере свидетельствует пение нашего хора, по праву признаваемого одним из лучших столичных церковных хоров. Отметим лишь, что хор наш за два десятилетия своего существования достиг не только высокого мастерства, но обрел совершенно неповторимое звучание и характер исполнения. Голос нашего хора всегда абсолютно узнаваем, его невозможно перепутать с каким-либо другим, и мы не ошибемся, если скажем, что в стенах нашего храма сложилась своя певческая традиция.

Эта традиция заключает в себе не только синтез особой молитвенной проникновенности и высокого профессионализма исполнения, кажущегося невероятным для хора, где большинство составляют дети, которые не закончили еще музыкальной школы, не только безукоризненный и разнообразный подбор репертуара и регентское мастерство, которое отец настоятель с успехом передает своим воспитанникам. Певческая традиция Казанского храма в Узком – прежде всего традиция жизни в Церкви, традиция служения Церкви.

Мы меньше задумываемся и меньше замечаем ту великолепную традицию богослужебного чтения и поддержания богослужебной дисциплины, которые также отличают наш храм. Она не столь сильно, как пение, воздействует на нас эмоционально, но богослужения в нашем храме отличаются поразительной слаженностью и цельностью и проходят на одном молитвенном дыхании. Обе эти традиции выработались именно в стенах нашей Церковно-певческой школы, ибо поют на клиросе, читают за богослужениями и помогают в алтаре – ее воспитанники.

Что же отличает нашу Церковно-певческую школу от других приходских церковно-учебных заведений, которые, слава Богу, существуют теперь практически при каждом храме? Основное отличие церковного образования, которое получают наши воспитанники, заключается в том, что они получают не только усваивают какой-то определенный круг знаний по предметам веры, а учатся применять эти знания и умения на благо храма, на благо Церкви, причем каждый из них, невзирая на свой юный возраст, с первого дня в полной мере несет ответственность за то, что происходит в стенах храма.

Эта недетская ответственность и доверие, оказываемое детям, в равной мере со взрослыми прихожанами, приводят к тому, что наши воспитанники очень быстро, а главное – совершенно органично и естественно для себя, начинают жить в Церкви. Храм поистине становится для них не вторым, а первым домом, поскольку личные интересы сообразуются и подчиняются тому распорядку, который предусмотрен в алтаре и на клиросе.

Итак, в нашем храме сформировалась своя традиция церковного образования и воспитания. Сейчас наш приход столкнулся с проблемой, которая никогда ранее не вставала так остро, как сейчас. Среди наших прихожан большую часть составляют дети, и это особенно хорошо заметно во время Причастия. Кроме самых маленьких причастников, которые «подходят» к Святой Чаше на руках родителей, у нас подрастает достаточно много детей, которые стали нашими прихожанами с рождения и хотя не умеют еще читать и петь по нотам, любят храм и внимательно наблюдают за всем, что в нем происходит. Кончено, маленькие прихожане – не новость в нашем храме, но никогда ранее их не было так много. Мы вполне можем говорить о том, что сейчас в нашем приходе формируется целое поколение. Сегодняшний день – лишь начало этого процесса, поскольку через два-три года мы столкнемся с тем, что 4-5 летнего возраста достигнут дети воспитанниц первого выпуска нашей же Церковно-певческой школы, большинство из которых уже стали мамами и, случается, приходят на клирос вместе со своими младенцами. Возникает естественный вопрос – с какого же возраста может и должно начинаться церковное образование наших детей, их сознательное участие в жизни храма, первая ступень обучения в нашей Церковно-певческой школе? Чтобы дать связный ответ на этот вопрос, необходимо прежде всего понять, что мы вкладываем в понятие начального церковного образования, которое мы хотим дать нашим детям. Для этого необходимо разграничить понятия церковного образования и церковного воспитания. Понятия эти теснейшим образом взаимосвязаны, и не случайно питомцы нашей Церковно-певческой школы именуются не ее учениками, а воспитанниками, тем не менее необходимо понимать разницу между ними.

Церковное воспитание – понятие несравненно более обширное, чем церковное образование. Церковное образование – лишь небольшая, хотя и очень существенная, часть церковного воспитания. Для ребенка источником церковного воспитания является прежде всего семья, высшее предназначение которой - быть малой Церковью. Церковное воспитание ребенка в верующей семье (или верующей матерью) начинается еще до его рождения, когда еще в материнской утробе его питают, а значит, и воспитывают, Святые Тайны, Которых причащается его мать. По рождении ребенка его церковное воспитание продолжается в стенах храма, в той духовной атмосфере, которой живет семья, среди прихожан, наконец, в церковной школе, если ребенок начинает ее посещать. По сути церковное воспитание – это воспитание не только ребенка, это постоянное воспитание и отрока, и юноши, и взрослого человека, которое незаметно совершается всю жизнь.

Гораздо более конкретным является определение понятия церковного образования. Разница в понятиях воспитание и образование заключается в корнях тех слов, от которых они ведут свое происхождение: воспитание происходит от глагола питать, и сюда относится все, что питает душу человека, часто воздействуя на него подсознательно и незаметно. Совсем другое значение несет понятие образование – оно восходит к слову образ. Давая ребенку образование, мы формируем у него образ того предмета, которым он должен овладеть, формируем через определенную систему приемов и знаний, формируем сознательно и организованно.

Именно для получения начального церковного образования и необходима церковная школа. Нет нужды водить ребенка в церковную школу для того, скажем, чтобы он научился вести себя за богослужением – это задача церковного воспитания, дело постоянного приучения ребенка к храму. Ибо мы можем сколько угодно рассказывать ребенку о том, что происходит в храме, но, если при этом мы приводим его к службе от случая к случаю, то вести себя он все равно не научится – необходим навык.

Другое дело, что правильно построив программу преподавания в церковной школе, мы можем помочь ребенку разобраться, что происходит в храме в те или иные моменты, можем облегчить понимание языка богослужения, можем дать ему возможность сознательно участвовать в тех моментах службы, где это делают все молящиеся, то есть развить в нем образ человека, сознательно вставшего на молитву. Иными словами, задачей начального церковного образования является понимание ребенком того, для чего он приходит в храм, что происходит во время богослужения и как он может и должен в нем участвовать. Церковная школа первой, начальной ступени и призвана дать ребенку знания и умения, необходимые для этого.

Сформулировав такую задачу начального образования в церковной школе мы можем ответить на вопрос, с какого возраста оно может осуществляться, когда ребенок может начинать занятия в церковной школе. Это возраст четырех лет, когда ребенок уже имеет достаточный запас житейских знаний, он достаточно усидчив, чтобы заниматься каким-то делом в течение 20-30 минут, наконец, он уже может воспринимать, понимать и, что немаловажно, объяснять другим абстрактные понятия, а не только вещи конкретные. Он может посещать церковную школу. Безусловно, дети 4-7 лет, для обучения которых создается начальная церковная школа должны быть поделены на два возраста, программа занятий которых отличается по продолжительности и насыщенности материалом.

На каких же практических принципах должна строить свою деятельность начальная церковная школа? Прежде всего, занятия в ней должны происходить параллельно с посещениями детьми богослужений, во-первых потому, что храм сам по себе воспитывает детскую душу, а участие ребенка в Таинстве Причащения дает ему несравненно больше, чем самое высококачественное образование, и во-вторых, для того чтобы дети имели возможность тут же использовать полученные в школе знания, чтобы они приносили практическую пользу, а не лежали «мертвым грузом».

Посещение занятий в церковной школе должно быть регулярным: ребенок не должен приходить в храм от случая к случаю, если он отсутствует, то по уважительной причине. Этот принцип неуклонно соблюдался и соблюдается в нашей Церковно-певческой школе и не только воспитывает в ребенке ответственность и дисциплину, но и позволяет ему равномерно и естественно без особого напряжения постигать те непростые вещи, которыми он призван овладеть. В этом отношении очень важно разъяснить родителям, что посещение ребенком церковной школы – не развлечение, это серьезный труд, значительную часть которого должны взять на себя именно родители.

Церковная школа, даже начальная, - это не церковный детский сад. Дети должны здесь именно заниматься, получать знания. Для этого необходимо организовать учебный процесс, составить программу занятий, определить их продолжительность и последовательность, что принято в каждой школе. Кроме того, необходимо координировать учебный процесс с участием детей в богослужениях – и это составляет очень серьезную и своеобразную задачу именно церковной школы.

Наконец, начальная церковная школа – первая ступень обучения в школе Церковно-певческой, следовательно, должна существовать преемственность в преподавании и изучении предметов, которая позволит ребенку возрасте 7-8 лет встать на клирос, посещать хоровые занятия и класс чтецов, чтобы постепенно стать, подобно старшим воспитанникам алтарниками и певцами нашего церковного хора.

Это последнее обстоятельство существенно облегчает нам подход к составлению программ обучения, поскольку мы готовим младших детей к тем занятиям, которые проводятся у старших. Например: в программе нашей Церковно-певческой школы есть предмет богослужебное чтение. В небольшом объеме он должен присутствовать и в занятиях начальной школы. Что должно входить в эти занятия? Прежде всего - знание детьми основных молитв, причем не механическое запоминание, а чтение текста молитвы с пониманием ее смысла и умением объяснить те церковно-славянские слова и обороты, которые отсутствуют в современном языке. Дети 6-7 лет могут уже начинать читать именно церковно – им вполне по силам прочесть Трисвятое и за богослужением. Тем более, что в классе чтецов существовала практика, когда младшие воспитанники читали Трисвятое во время часов, когда остальные молитвы читались алтарниками.

От 4-5-летних детей требовать такого, конечно, неразумно, просто потому, что они еще не справляются с дикцией и артикуляцией, но научить ребенка читать молитву внятно, отделяя слово от слова, правильно произнося все слова и ударения, не торопясь и не захлебываясь, - можно и необходимо. У каждого ребенка есть возможность проявить себя в церковном чтении – ведь любое занятие начинается и кончается молитвой.

Обучение церковному чтению может стать для детей увлекательнейшим занятием, поскольку в ходе объяснения самого текста молитв преподаватель может использовать самый разнообразный материал, включающий в себя элементы тех предметов, которые не могут изучаться на начальной ступени церковного образования как самостоятельные. Таковы Священная история Ветхого и Нового Завета, церковно-славянский язык, чинопоследования основных богослужений, русская церковная история. Неоценимую помощь в этом отношении принесут изобразительные материалы, которых сейчас при желании можно найти вполне достаточно. Таким образом при обучении совершенно практическому, на первый взгляд, делу – грамотному и правильному чтению основных молитв, можно гармонично привить ребенку начатки знаний во всех областях церковного образования и значительно расширить его умственный, эстетический и нравственный кругозор.

Основным предметом нашей Церковно-певческой школы является пение за богослужениями. Воспитанники начальной церковной школы ни в коем случае не должны оставаться в стороне от этого. Все тексты основных молитв не только читаются, но и поются за богослужениями, поэтому необходимо, чтобы старшие воспитанницы нашего хора, которые уже получили или заканчивают свое среднее музыкальное образование, обучали пению младших воспитанников.

Умение пропеть молитву окажет и свое благотворное влияние на поведение детей в храме: научившись, например, исполнять хором «Отче наш», они легко научатся определять момент, когда эта молитва звучит в храме, и нет ничего невероятного в том, что к этому времени они все соберутся возле клироса или в наше «детском» северном приделе и кто-то из старших воспитанниц выйдет и отрегентует ими как настоящим маленьким хором. По мере обучения эта же практика может быть распространена и на пение детьми Символа веры. Одна эта простенькая мера вполне позволит детям ощутить свою слитность с богослужением, они будут сознавать, что делают, «локализуются» в храме, переставая бродить и мешать молящимся и страдать от бесконечных одергиваний родителей. Подобных форм участия младших детей в богослужениях при желании можно найти немало, здесь описано только то, что «лежит на поверхности».

И последнее. Безусловно, занятия с детьми 4-7-летнего возраста не должны ограничиваться изучением собственно церковных предметов. Ребенок живет в мире образов и ассоциаций, поэтому для него крайне важны не только формы интеллектуальной активности, но и художественное развитие. В силу этого обстоятельства занятия церковными предметами должны дополняться художественными и музыкальными. То есть в программу каждого занятия должны входить два урока по 20-25 минут для возраста 4-5 лет и 30-35 минут для 6-7-летних. Продолжительность занятий должна строго соблюдаться, нельзя увеличивать ее по причине интересной темы или увлеченности преподавателя – время это оптимально для детей, они не должны переутомляться, не должно притупляться внимание.

Один урок каждого занятия посвящается основному предмету, второй – развивающему. В перерыве между занятиями дети должны активно подвигаться физически, но недолго и обязательно под руководством взрослых, которые могут придумать для них несколько увлекательных игр.

Для всестороннего развития детей оптимально было бы чередовать художественные и музыкальные занятия, но настоящую пользу они принесут только в том случае, если будут соблюдаться два условия. Во-первых, предмет этих занятий должен быть близок вере. Это не значит, что если дети учат какую-то песню, то это обязательно должна быть колядка или какой-то церковный стих, положенный на музыку, но содержание произведения должно нести доброту и любовь. Также и художественные занятия должны показывать ребенку красоту мира, сотворенного Богом.

Во-вторых, эти занятия должны быть профессиональными. В отношении церковного образования мы часто проявляем некоторое неразумие: если мы хотим, например, чтобы наш ребенок научился изображать окружающий мир, мы ведем его в художественную школу, где с ним будет заниматься художник. Но горний мир, мир ангелов мы почему-то предоставляем изображать ребенку самому, безо всякого руководства или под руководством «любителя», хотя это предмет куда более сложный, требующий благоговейного трепетного отношения. То же касается и музыкальных занятий: закончив детстве музыкальную школу, мы ведем туда своего ребенка, не ограничиваясь домашним пением. В церковной же школе мы, не смущаясь поем колядку, мало задумываясь о том, что ее надо учиться петь, и не очень заботясь о том, чтобы она красота ее звучания свидетельствовала истинность нашей веры. Развивающее образование в рамках церковной школы должно быть не хуже обычного профессионального, а лучше, поскольку оно облагораживается верой.

Конечно, совместить два этих требования непросто, но в этом отношении наш приход находится в благоприятном положении. Рядом с нами, в здании кинотеатра «Ханой», располагается детская художественная школа, созданная в 1993 году верующим педагогом по благословению нашего настоятеля. Там успешно работает группа для дошкольников. Вполне возможно договориться, чтобы кто-то из преподавателей раз в неделю или две приходил заниматься с нашими детьми, а согласуя программу своих занятий с руководством нашей церковной школы.

Еще проще может быть решен вопрос музыкальных занятий, поскольку в Школе искусств № 11, где учатся большинство наших воспитанников, много верующих педагогов, посещающих наш храм. Никто из них не откажется заниматься с нашими детьми в необходимом для наших уроков русле. Возможен здесь и другой вариант: педагоги-профессионалы могут готовить к занятиям с малышами старших воспитанниц нашей школы, которые будут непосредственно проводить музыкальные уроки.

Существует также вопрос о средствах содержания школы, но его мы не будем сейчас касаться, поскольку он должен решаться в каждом конкретном случае, и дело это не столь дорогостоящее, чтобы нельзя было найти для него средств.

Таковы основные проблемы, связанные с развитием начального церковного образования в нашем приходе. Тема эта весьма актуальна, и мы будем рады, если ее обсуждение продолжится нашими прихожанами на страницах нашего сайта.

Храм открыт ежедневно с 10 до 16 часов, работает книжная и иконная лавка.